Общение с ребёнком в семье
Дети учатся жить в семье. Если:
- ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
- ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным;
- ребёнка высмеивают, он становится замкнутым;
- ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины;
- ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других;
- ребёнка хвалят, он учится быть благодарным;
- ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым;
- ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей;
- ребёнка поддерживают, он учится ценить себя;
- ребёнок живёт в понимании, он учится находить любовь в этом мире.
Для того чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой его желания являются 6 принципов общения родителей с детьми, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание может быть примерно таким:
Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.
Самым веским принципом является принцип принятия ребёнка. Принятие ребёнка – это проявление такой родительской любви, когда ребёнок понимает, что его любят, несмотря ни на что. Принять ребёнка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существования в этом мире. В основе истинного принятия лежит значимость ребёнка. Значимость ребёнка – это признание его значительности в существовании семьи.
Принятие – это сохранение у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это вера в то, что ребёнок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания. Если родители признают значимость своего ребёнка, то они стараются подчёркивать его достоинства, поздравляют с каждым, даже маленьким успехом, ободряют и поддерживают в минуты жизненных трудностей. Признание – это ещё в какой-то мере и терпение родителей. Терпение заключается не в том, чтобы терпеть проступки ребёнка и закрывать на них глаза, а в том, чтобы ребёнок имел время почувствовать и осознать совершённое им, а отец и мать были рядом и поддерживали его.
Не менее значимым чувством для ребёнка является любовь. По мнению психологов, ребёнок нуждается в любви и ласке, не зависимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали и целовали не менее 4-5 раз в день. Иногда родители сетуют на то, что ребёнок-подросток не подпускает к себе, сторонится родительских объятий; в такой ситуации нельзя искать причину только в ребёнке. Это может быть связано с тем, что проявление любви и ласки со стороны своих родителей ребёнок ощущал в дошкольном или младшем школьном возрасте на себе достаточно редко, и у него не сформировалась потребность в родительском внимании и ласке.
Общаясь с родителями учащихся, у которых в воспитании детей наблюдаются определённые трудности, убеждаешься в том, что иногда родители просто стесняются говорить детям о своей любви. Об этом не говорят родители друг другу, не говорят родители детям, не говорят дети родителям – но ведь без семени цветок не вырастет! Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь её холить и лелеять в подростковом, пожнёшь сполна в старости, она вернётся к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.
Любовь необходима ребёнку ещё и для того, чтобы он мог адекватно реагировать на те требования, которые к нему предъявляются в семье. Если ребёнок физически и духовно ощущает родительскую любовь и ласку, он не будет принимать требования родителей в штыки. Любовь делает детей счастливыми, она отвечает физиологической и психологической потребности, которая остаётся неизменной на всём протяжении взросления ребёнка. Дети, с которыми обращаются без любви, развиваются неправильно, даже если во всём остальном они воспитаны как надо.
Родительская любовь должна искать в своём ребёнке достоинства, недостатки искать не нужно, они, как правило, всегда на поверхности. При этом родители должны помнить, что недостатки поддаются исправлению только тогда, когда это делается без сарказма и иронии. Они исправляются при наличии любви.
Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Быть доступным – это значит, в любую минуту найти в себе силы отложить все свои дела, свою работу, чтобы пообщаться с ребёнком. В общении с ребёнком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на потом!
Если у взрослых нет времени на общение с собственным ребёнком сегодня, то у выросшего ребёнка не будет времени на общение с родителями завтра. Быть доступным для ребёнка – это значит, вовремя прочитать вопрос в его глазах и ответить на этот вопрос, доверить ребёнку свои переживания и помочь ему пережить его страдания, обсудить их вовремя. Быть доступным – это значит, иметь право на совместный поиск истины со своим малышом. Когда ребёнок начинает искать истину в подворотне, одной из причин такого положения вещей является родительская недоступность и неприкосновенность.
Краеугольным камнем хороших отношений ребёнка с родителями является признание ими своего малыша.
Признание формирует у детей чувство собственной значимости и необходимости в своей семье. Особенно ребёнок нуждается в нём в периоды возрастных кризисов: начало учебной деятельности, половое созревание.
Признание ребёнка предполагает одобрение, похвалу, положительную реакцию семьи на любое, пусть самое незначительное усилие со стороны ребёнка, которое делает его лучше, умнее, добрее. Признание – это на стенах квартиры рисунки и стихи ребёнка, самое видное место в доме для его поделок и моделей, праздничных газет и поздравлений.
Признание может существенно повлиять на учебные успехи ребёнка и на его положение в семье и в коллективе. Если родители не только проверяют дневник, но и обсуждают достижения ребёнка, а также позволяют ему эти достижения продемонстрировать, то этот ритуал позволит ребёнку ощутить собственную значимость и убедиться в собственных возможностях. Если ребёнок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться жизненного успеха.
Огромное значение в воспитании ребёнка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Чем раньше ребёнок начнёт проявлять ответственность за свои поступки и слова, тем больше шансов на то, что он сможет превратиться в уравновешенную и зрелую личность. Такие понятия, как ответственность и обязательность, детям не особенно присущи.
Мудрость ответственности родителей состоит в том, что они выполняют всегда то, что обещают детям, а если по какой-то причине этого не произошло, они находят в себе смелость признать своё неумение сдержать обещание и пытаются исправить собственные ошибки. Настоящие родители не боятся детской критики, справедливых замечаний собственного ребёнка.
Для соблюдения ребёнком ответственности и формирования у него самодисциплины необходимы определённые условия. Одним из главных условий является наличие у ребёнка в семье определённых обязанностей, которые он должен выполнять ежедневно. Если в обязанность сына или дочери входит уборка квартиры, или вынос мусора, значит, никто другой не должен за них это делать. Если у ребёнка появилась чужая игрушка, вещь или деньги, то родители должны выяснить их происхождение и дать возможность ребёнку самостоятельно вернуть их тому человеку, у которого он их взял. При этом ребёнок должен извиняться сам, он должен пережить стыд и унижение для того, чтобы никогда больше такого не совершать.
Миссия родителей в данной проблеме состоит в том, чтобы научить ребёнка брать ответственность за свои поступки на себя. Очень часто ошибочность поведения родителей состоит в том, что они стараются брать ответственность за свои поступки и проступки ребёнка на себя, что обрекает их на неудачи и проблемы в воспитании своих детей.
Воспитывать у ребёнка ответственность – это значит, использовать как метод воспитания ограничение. Если родители с раннего детства ребёнка не научились говорить ему слово «нет», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад.
Родители должны помнить, что умение говорить «нет» - это обоюдное решение родителей. Нет ничего более страшного в семейном воспитании детей, если один родитель позволяет, а другой запрещает. Потворствуя ребёнку в его неблаговидных поступках, скрывая проступки, мы способствуем вседозволенности, потере собственного уважения в глазах ребёнка, создаём условия для усугубления конфликтной ситуации, теряем остатки собственного авторитета.
Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Авторитетность родителей в глазах ребёнка – это прежде всего желание ребёнка говорить родителям правду, какой бы горькой она ни была. Так будут дети поступать в том случае, если родители им объяснили, что прожить жизнь, не совершая ошибок, невозможно. Авторитетные родители не ставят перед собой задачу наказать ребёнка, для них важным является осознание ребёнком степени тяжести совершённого проступка по отношению к другим людям и самому себе. Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребёнку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.
Авторитет родителей во многом зависит от того, насколько они сами умеют прощать и просить прощение. Ребёнок никогда не будет просить прощения, если он не наблюдал подобного опыта в собственной семье. Ещё одно немаловажное качество родителей, которые хотят иметь авторитет в глазах своих детей – это отсутствие боязни перед критикой со стороны своих детей. Меняется мир, дети 21 века имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умели их родители.