ПРИНЯТО на заседании педагогического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №26» Протокол № 1 от «31» августа 2011г. |
УТВЕРЖДЕНО Директором МБОУ «Основная общеобразовательная школа №26» Приказ № 178 от «31» августа 2011г. |
|
|
Положение о профессиональной ориентации обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №26»
1. Общие положения
1.1. Профессиональная ориентация — это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
1.2 Профессиональная ориентация регулируется соответствующими международными правовыми актами: Законом Российской Федерации «Об образовании», Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Основными направлениями развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 29 августа
2. Основные цели, задачи и методы профессиональной ориентации
2.1 Цель профориентационной работы – подготовить обучающихся к обоснованному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.
2.2 Задачи профориентационной работы:
- Формирование у обучающихся личностных и общественно-значимых мотивов выбора профессии.
- Определение склонностей, интересов и способностей обучающихся к конкретному виду деятельности и возможностей реализации.
- Развитие значимых для профессиональной деятельности психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др.) и специальных (математических, художественных и др.) способностей.
- Создание условий для общекультурной и допрофессиональной подготовки школьников с учетом выявленных интересов, склонностей, способностей и социального запроса их родителей.
- Ознакомление обучающихся с профессиограммами, информация о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях региона, области, страны и о других способах получения профессии.
- Пропаганда востребованных в обществе профессий.
- Оказание помощи обучающимся при решении вопроса о выборе профессии.
- Организация совместной деятельности школ по сетевому взаимодействию, учреждений НПО, СПО, ВПО г. Старый Оскол, предприятий, учреждений дополнительного образования по профориентации обучающихся.
- Мониторинг профориентационной работы школы и профессионального самоопределения выпускников.
2.3 Основные методы профессиональной ориентации:
• информирование — индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);
• психологическое и медицинское консультирование;
• психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;
• различные педагогические методы.
3. Компетенции в области профессиональной ориентации
3.1 обеспечение профориентационной направленности учебных программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в этой работе педагогического коллектива, родительской общественности;
3.2 содействие в формировании у обучающихся МБОУ «ООШ №26» сознательного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами, состоянием здоровья и особенностями каждого обучающегося, с учетом потребности региона в кадрах;
3.3 привлечение обучающихся во внеучебное время к техническому и художественному творчеству, повышение его роли в выборе профессии;
3.4 организация профессионального просвещения и консультирования обучающихся, формирование у них профессиональных намерений на основе комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также потребностей региона в кадрах;
3.5 организация дифференцированного обучения обучающихся для более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и склонностей;
3.6 использование возможностей социально-психологической службы, организуемой в МБОУ «ООШ №26», для организации и проведения профориентационной работы.
4. Организация системы работы по профессиональной ориентации
4.1. Важнейшими направлениями профессиональной ориентации в МБОУ «Основная общеобразовательная школа №26» являются:
профессиональная информация - ознакомление обучающихся с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
профессиональная консультация - оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
профессиональный подбор - предоставление рекомендаций обучающемуся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
профессиональный отбор – изучение предпочтений обучающихся 9 классов выбора профилей обучения с учетом сетевого взаимодействия образовательного округа № 3, соответствие предпрофильного обучения профессиональным интересам обучающихся.
4.2 Основные мероприятия по профориентационной работе, проводимые в МБОУ «Основная общеобразовательная школа №26»:
координация деятельности ответственного за профориентацию обучающихся;
проведение консультаций с обучающимися по выбору направления, наиболее соответствующей их способностям, склонностям и подготовке;
участие в подготовке к изданию и распространению информационных и учебно-методических материалов для обучающихся;
проведение ярмарок учебных мест совместно со службой занятости населения по Старооскольскому городскому округу;
организация и проведение централизованного тестирования;
проведение профориентационной работы среди обучающихся, направленной на приобретение перспективных, общественно значимых специальностей, установление связи со средними профессиональными учебными заведениями и организация обучения выпускников;
организация и проведение встреч обучающихся с представителями профессий, пользующихся спросом на рынке труда.
4.3 Работа с обучающимися в школе по профессиональному самоопределению:
преподавание в школе – углубленное изучение предметов;
руководство кружковой работой;
организация и проведение тематических экскурсий;
проведение анкетирования обучающихся по их самоопределению в профессии;
активизация интереса обучающихся к выбору профессии;
доведение сведений до обучающихся специальностей (профессий).
4.4 Работа с классными руководителями в школе по профессиональному самоопределению обучающихся:
взаимодействие с классными руководителями по выявлению способностей, склонностей, уровня обучения обучающихся;
изучение склонностей, интересов в процессе вовлечения обучающихся в разнообразные виды внеклассной деятельности;
анкетирование о профессиональном обучении.
4.5 Работа с родителями обучающихся по профессиональному самоопределению детей:
участие в родительских собраниях;
информирование родителей обучающихся о специальностях (профессиях);
участие в коррекции профессиональной направленности обучающихся;
информирование о правилах приема, перспективах развития рынка труда;
разъяснение роли родителей в профессиональной ориентации обучающихся – выборе профессии;
классные часы – с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;
встречи обучающихся и родителей с выпускниками - студентами ССУЗОВ И ВУЗОВ
4.6 Организационно-массовые формы профориентационной работы:
психолого-педагогические тренинги профессионального самоопределения обучающихся;
лекции по профориентации, проводимые преподавателями учреждений НПО, СПО, ВПО.
4.7 Методическая работа:
составление индивидуальных учебных планов для обучающихся;
разработка и апробация методик профессионального самоопределения;
профессиональное ориентирование обучающихся через включение в научно-исследовательскую деятельность.
4.8 Профориентационные диагностика и консультации:
исследование мотивации выбора профессии;
исследование профессиональных интересов;
исследование соответствия личностных качеств обучающихся выбранной профессии;
индивидуальные консультации для обучающихся, родителей, педагогов.
5.Делопроизводство
5.1 Положение о предпрофильной подготовке муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №26»
5.2 Положение о классах предпрофильной подготовки муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №26»
5.3 Положение о профессиональной ориентации обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №26»
5.4 План профориентационной работы, приказы об организации работы по профориентации
5.5 Рабочие программы по элективным курсам, журналы элективных курсов
5.6 Справочно-информационные материалы, методические пособия, профессиографические материалы.